• Новости
  • 22 Август 2012
    http://olkhon.ru/
  • 24 Май 2012
    От всего сердца поздравляем всех путешественников и гостей Филоксении на острове Ольхон с праздником Вознесения Христова! Да пребывает с вами радость о славном Вознесении Христовом! Желаем вам мира душевного, успешного свершения дел, благополучия во всем! Храни и помогай вам Господь!
Смысл жизни человека
Яндекс.Метрика
.
Какпомочь.ру -добровольческая благотворительная организация. Ее специализация - помощь детским домам, приемным семьям, социальным проектам и бедным храмам
 

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 41001850732504 
( от Афона до Ольхона)

ИРКУТЯНЕ В ИСТОРИИ ПОСОЛЬСКОГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Яндекс.Метрика

Епархии в интернете

http://pos-monastyr.narod.ru/p202.html


Тамара Александровна Крючкова,

 

 кандидат исторических наук.


          Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале был основан в 1681 г. монахами, посланными по указу царя Федора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима. Духовная миссия из одиннадцати человек во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря Феодосием приехала в Сибирь со специальным заданием: «построить монастырь во имя Живоначальные Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру инородцев» (4, с.260). Царское задание было выполнено: Свято-Троицкий монастырь был заложен. Но одновременно на берегу Байкала, на отведенных монастырю землях на Посольском мысу были построены заимка и Пустынь для обитания монахов. Мыс был назван Посольским потому,  что 7 октября 1651 года здесь воинским отрядом забайкальского хана Турухай-табунана был убит русский посол Иерофей Заболоцкий со своим сыном Кириллом и семью сопровождавшими его казаками. Они направлялись к монгольскому Цецен-хану с подарками и письменным согласием царя Алексея Михайловича на просьбу монголов принять их в подданство России. Убиенные были похоронены на месте убийства, над их могилами был поставлен общий крест.

         Первоначально монахи построили часовню во имя  Николы чудотворца (по одним сведениям, по другим – во имя Знамения Пресвятой Богородицы) и келии для братии. А в 1700 г. по благословению тобольского митрополита Игнатия, часовня, к которой прирубили алтарь, была освящена как церковь и с этого времени поселение монахов стало именоваться официально Посольским монастырем. В начале XVIII в. у монастыря появился деятельный и богатый вкладчик – комиссар торгового каравана в Китай купец из г. Яренска Григорий Афанасьевич Осколков. Он в 1706 г. получил от тобольского митрополита Филофея Лещинского благословение и грамоту на строительство «своим коштом в Посольском пустынном монастыре церковь во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа и украсить святыми иконами и потребною утварью» (1, с.150). На церковь он заготовил около 300 тысяч кирпича, известь и другой строительный материал, а также по его заказу был сделан двухставный резной иконостас. Из России им было привезено необходимое число книг, колоколов. Но готовую церковь Г.А. Осколков не увидел: 10 декабря 1714 года он неожиданно умер в пути, возвращаясь из Пекина с торговым караваном. Тело его привезли в любимый монастырь и погребли в специально сооруженном склепе в монастырском саду.

         До своей смерти Осколков успел экономически поднять Посольский монастырь. Будучи в 1707 г. в Москве, он добился от императора Петра I передачи во владение монастыря земли под пашню и сенные покосы по берегу Байкала от Прорвы до речки Тимлюй, а также рыбные ловли в Корчинском соре и по берегу моря. Кроме того, он построил для настоятеля и братии келии, отдал во владение монастыря скотный двор с 35 лошадьми и всей упряжью, находящийся в 20 верстах от монастыря.

         Братия монастыря частично осуществила мечту Г.А. Осколкова, соорудив церковь во имя Преображения Господня, но построила ее не из заготовленного кирпича, а из дерева.

         При организации в 1727 г. Иркутской епархии Посольский Спасо-Преображенский монастырь перешел из Тобольской епархии в подчинение иркутским иерархам. По отчетным данным 1728 г. в монастыре «…монашествующих было 23 человека, в том числе  игумен Иов, два иеромонаха, один иеродиакон, один схимонах Иоанн и 18 монахов. Монастырской казны состояло на лицо 1661 руб. … Монастырь имел следующие заимки: Степную, Рупышевскую и Куядскую. Пашенных крестьян у монастыря было пять семей, которые на монастырской земле распахивали по пяти десятин на двор, а в монастырь платили отсыпного хлеба по 50 пудов со двора на год. Остальную монастырскую пахотную землю 125 десятин обрабатывали вкладчики, коих было с малолетками 147 человек… Лошадиный табун состоял из 280 голов, рогатого скота сосчитано 188 штук…» (6,  с. 832-833) 

         Наряду с такими подвижниками, как Григорий Афанасьевич Осколков, были люди, которые, исходя из своих корыстных целей,  вредили христианско-просветительскому делу. Одним из таких деятелей был архимандрит Иркутского Вознесенского монастыря Антоний Платковский. Экономически и духовно окрепший Посольский монастырь чуть было не закрылся «стараниями» этого человека. В летописи монастыря есть такая запись: «В 1724-м году, по представлению в Святейший Правительствующий Иркутского Вознесенского монастыря архимандрита Антония Платковского, по случаю возложенной на него по именному повелению об учреждении в оном Вознесенском монастыре монгольского и китайского языков школы, в пособие в содержание в содержание во оной учителя и учеников, по указу Свят. правительствующего Синода, Посольский Преображенский монастырь ... со всеми принадлежащими к нему угодиями и рыбными ловлями приписан к упомянутому Иркутскому Вознесенскому монастырю» (1, с.166). Казалось бы благое дело чуть не обернулось трагедией для монастыря. Воспользовавшись высочайшим указом, Платковский распорядился утварь церковную, ризницу и все монастырское имущество перевезти в Вознесенский монастырь, туда же были отосланы игумен Иов с братиею и со служителями. Монастырь обезлюдел, а часть монастырских денег Платковский присвоил себе. О махинациях архимандрита довольно пространно описано в книге протоиерея П. Громова «Начало христианства в Иркутске». Дело в том, что А. Платковский сыграл нелицеприятную роль в судьбе Святого Иннокентия Кульчицкого. Известно, что Святитель Иннокентий, назначенный императором Петром I главой духовной миссии в Китай, по прибытии в 1722 г. в Забайкалье неожиданно встретил препятствие для выполнения поставленной перед ним задачи: в Китае умер император, с которым была договоренность на проезд русской духовной делегации, а новый император решил высокую духовную особу – епископа Иннокентия – в пределы своей страны не допускать. Несколько лет между русским и китайским правительствами  шла переписка по этому поводу. В 1726 г. в Иркутск прибыл полномочный посол Савва Владиславович Рагузинский, который привез долгожданное разрешение на въезд духовной миссии в Китай. А. Платковский,  которому очень хотелось побывать в богатом

Пекине, решился на злостную проделку, описанную П.Громовым: «Святитель Иннокентий был слаб здоровьем , преимущественно страдал головной болью. Платковский, выдававший себя за искусного в лечении… прислужился Святителю каким-то лекарством, и подал Ему питье одуряющее; а коль скоро прием произвел действие, то Платковский привел Посланника в келью Святителя и указал на Него, как на болеющего от невоздержания» (3, с.165). В результатате, духовную миссию возглавил А. Платковский, а Святителя Иннокентия оставили в Иркутске и назначили главой вновь организованной Иркутской епархии.  Впоследствии Платковский жестоко поплатился за свои поступки. Из Китая его с позором выдворили, наказали плетьми и под конвоем привезли в Санк-Петербург. Его дело рассматривали в суде Святейшего Синода, лишили сана архимандрита и присудили выплатить иркутским монастырям все незаконно захваченные им деньги. В дальнейшем Платковский простым монахом был отправлен в Троице-Сергиев монастырь. 

        В 1727 году Посольский монастырь, по представлению преосвященного Антония митрополита Тобольского в Синод и Сибирского губернатора князя Долгорукого в Сенат,

отчислен от Вознесенского и остался по-прежнему самостоятельным.

           Каменное здание Спасо-Преображенского собора, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1770-е годы. Этому предшествовало печальное событие: 22 октября 1769 г. в Посольском монастыре случился большой пожар, которым полностью была уничтожена Знаменская церковь, а также значительно повреждены  Преображенская церковь и настоятельские келии. В 1773 г. был заложен двухпрестольный каменный собор, в котором решено было разместить обе сгоревшие церкви: в верхнем этаже – во имя Преображения Господня, а в нижнем – Знамения Пресвятой Богородицы. На постройку храма были употреблены хранившиеся более полувека осколковские кирпичи. В 1774 году был освящен нижний Знаменский придел, а в 1778 – главный Преображенский храм.

         При игумене Феодорите, который правил монастырем  с 1817 по 1836 год, решено было устроить новый иконостас в главном Преображенском храме,  иконы для которого писал иркутский иконописец и позолотчик Иван Андреевич Нефедьев. Об этом факте сообщил архимандрит Даниил в «Историческом описании Посольского Спасо-Преображенского монастыря» (!, с УТОЧ). Но по заказу Феодорита в том же храме были расписаны стены и своды священными изображениями,взятыми из Библии ветхого и нового завета, а также росписи были выполнены на стенах и потолках Никольской церкви  Возможно, что это тоже работа И.А. Нефедьева. Он родился в Иркутске в 1772 г. Отец его – Андрей Нефедьев – умер до 1785 г., когда Иван и его младший брат были еще маленькие, и мать Федосья Никитична воспитывала их одна. Известно, что И.А. Нефедьев выполнял художественные работы в Иркутском Вознесенском монастыре, в Якутии, а также в 1837 – 1841 гг. писал иконы для иконостаса холодного храма Нерчинского Воскресенского собора. В Посольском Преображенском монастыре, кроме икон, он написал  свой автопортрет, который висел в настоятельских келиях. В Иркутском областном художественном музее хранится портрет епископа Михаила Бурдукова (Инв. № Ж-992), на обороте которого есть надпись: «Иркутскъ 1834 г. Нефед…». Скорее всего, автор этого портрета И.А. Нефедьев.

          Кроме  И.А. Нефедьева, в Спасо-Преображенском монастыре работали и другие мастера из Иркутска. В строительстве Никольской церкви принимал участие иркутский цеховой Гавриил Григорьевич Кубеков. В Государственном архиве Иркутской области мы нашли документ, свидетельствующий о том, что в 1801 г. он находился в Посольском монастыре (ГАИО, ф.70, оп.10, д.11, л.209 об.). Известно, что Гаврила Григорьевич, родившийся около 1765 г., вместе с братом Ильей (род. около  1767 г.)  и отцом Григорием Кубековым (род. около 1748 г.) состояли в каменном цехе г. Иркутска. Они специализировались в кладке печей и возведении зданий из кирпича и камня. Все трое в 1782 – 1784 гг. участвовали в строительстве Иркутской духовной семинарии. В 1785 г. Гаврила Григорьевич жил в собственном доме в приходе Харлампиевской церкви по Троицкой улице, д. № 349. Был женат на дочери крестьянина Уриковской слободы Дарье Семеновне Поповой  (ГАИО, ф.50, оп.6, д.14, л.3; ф. 336, оп.1, д.7, лл. 41, 197 об.;  ф. 592, оп.1, д.10, лл. 2 об., 14 об., 44).

        В начале XIX в. вокруг монастыря была возведена каменная ограда высотой 5 метров. Ее общая длина составляла 200 саженей, т.е более 400 м., на углах стояло 5 башен. От пристани на берегу Байкала к монастырю вела каменная лестница. В сооружении этой стены также участвовали иркутяне.  22 января 1811 г. иркутский мещанин Василий Тропин подписал контракт с игуменом Посольского Спасо-Преображенского монастыря Лаврентием Мордовским, согласно которому подрядился быть уставщиком по кладке каменной ограды с 15 апреля по 1 октября 1811 г., "притом и самому мне с тремя работниками работать" и класть печи в келиях (ГАИО, ф.308, оп.1, д.88, л.118, 118об.).  Иркутский цеховой Ефим Черемных, который значился подмастерьем по деланию из кирпича палат и печей в каменном цехе, в 1811 г. «жительствовал в Посольском монастыре без увольнения» (ГАИО, ф.70, оп.1, д.1546, л.75), видимо тоже участвовал в возведении каменной монастырской ограды. Иркутский мещанин Андрей Павлович Кошкаров 10.02.1811 г. подрядился для Посольского Спасо-Преображенского монастыря (строителю Власу Миронову) сделать 60 тыс. обожженного кирпича по 7 р. 50 к. за 1тыс., всего на 450 р. и сделать его непременно в течение 1811 г. (ГАИО, ф.308, оп.1, д.88, л.148, 148об.)

         Иркутяне также управляли Посольским монастырем. В 1782 – 1792 гг. игуменом был Феофил Борисов «уроженец Иркутской, из духовных, в монашество пострижен в 1776 году в Иркутском Вознесенском монастыре и в том же году определен при доме архиерейском духовником, а потом и членом духовной консистории. В 1792 г., по случаю приключившейся ему игумену от паралича немоты, уволен он в Иркутск к родственникам, у коих живши, и в 1800 годе скончался и погребен в Иркутском Вознесенском монастыре» ( 2, с. УТОЧ  )

           В 1800 – 1807 г. монастырем управлял уроженец г. Иркутска игумен Петр. В монашество он был пострижен в 1790 г. и первоначально был экономом Иркутского архиерейского дома, в 1798 г. определен игуменом Якутского Спасского монастыря и через 2 года переведен в Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Он сразу же взялся за строительство новой каменной церкви во имя Святителя Николая. Благословение на строительство от иркутского епископа Вениамина им получено в 1802 г. Но достроить церковь до конца он не успел: стены были выложены до сводов, когда в 1807 г.  его перевели в Киренский Троиций монастырь на должность игумена, где он пробыл 2 года, потом по старости попросился на покой, в 1808 г. перебрался в Иркутский Вознесенский монастырь, где и жил до своей кончины.

          В 1920-е гг. Посольский Спасо-Преображенский монастырь постигла участь многочисленных монастырей России: он был закрыт и более 70 лет в его зданиях располагались клуб, школа, а затем больница для умственно отсталых детей. Автор этой статьи в 1981 г. во время  экспедиции по Байкалу посещала эти места. Впечатление от состояния бывшего монастыря было удручающее: запущенное здание Преображенского собора без крестов, с утраченным куполом, жуткие лица детей-олигофренов за покосившимся деревянным забором. Вечная красота Байкала не могла сгладить этого надругательства.

           В конце XX века ситуация изменилась. 30 августа 1995 г. здесь был зарегистрирован православный приход. В 1998 г. я была свидетелем, как настоятель о. Виктор Смольников крестил детей прямо в Байкале. Удивительное и радостное событие.  9  марта 2000 г. Спасо-Преображенский монастырь получил статус мужского монастыря.

            При посещении монастыря мы познакомились с иеромонахом Николаем (в миру Алексеем Владимировичем Кривенко), исполняющим обязанности наместника и  членами братии. Нам показали раскопки на территории монастыря, в результате которых были найдены захоронение Е.Заболоцкого с сыном и фундамент часовни над могилой Г.А. Осколкова. В отремонтированной Никольской церкви с восстановленной над алтарем маковкой и крестом шли богослужения. Около нее стояло 4 колокола, привезенные из Воронежа, которые предназначены для колокольни Преображенского собора. Но, пока идет его реставрация, колокола будут помещены на временно сооруженную звонницу. На территории монастыря лежат недавно напиленные доски, кирпичи, приезжают и уезжают машины, идут строительные работы. Возрождается и набирает силу еще один духовный светильник Восточной Сибири. Мы поднялись на соборную колокольню, с Байкала дул удивительно свежий ветер.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря Иркутской губернии (составлено около 1807 г. при игумене Лаврентии Мордовском чиновником IV класса) // Иркутские епархиальные ведомости. – 1872. - № 12. – Прибавления, с. 148-149; № 13. – Прибавления, с. 166. УТОЧНИТЬ СТР.
  1. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря 

      Иркутской губернии (составлено в1845 г. настоятелем оного монастыря

      архимандритом Даниилом II) // Иркутские епархиальные ведомости. - 1872, N 28.

      - Прибавления, с.349. УТОЧНИТЬ СТР.

3.  Громов П. Начало христианства в Иркутске и Святый Иннокентий, первый епископ

      Иркутский, его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. – Иркутск,

      1868. – С.65 УТОЧНИТЬ СТР.

4.   Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии,

      XVIIXX столетий. Энциклопедический справочник. -  Улан-Удэ, 2001. – С.281 –

      293.

  1. Тиваненко А.В. Посольский Спасо-Преображенский монастырь (краткий

      исторический очерк). – Улан-Удэ, 2001. – 36 с.

6.   Управление святителя Иннокентия 1728 г. Посольский Преображенский монастырь

      // Иркутские епархиальные ведомости. – 1863. - № 50. – Прибавления, с. 832-833.


Назад к списку