МИЛОСТИ ПРОСИМ на славное море - священный Байкал ...
Θεοτ?κε Παρθ?νε, χα?ρε,
κεχαριτωμ?νη Μαρ?α, ? Κ?ριος
μετ? σο?. ε?λογημ?νη σ? ?ν
γυναιξ?, κα? ε?λογημ?νος
? καρπ?ς τ?ς κοιλ?ας σου, ?τι
Σωτ?ρα ?τεκες τ?ν ψυχ?ν ?μ?ν.
Богородице Д?во, радуйс?,
Благодатна? Марїе, Господь съ
Тобою: благослове?на Ты
въ жена?хъ, и благослове?нъ
плодъ чрева Твоегω; ?кω
Спа?са родила? еси? душъ нашихъ
Многим Байкал видится самым большим сокровищем России, как магнит притягивает он людей со всего мира. Сила и мощь страны в ее природных богатствах. Но самый бесценный клад - несгибаемый, православный дух народа. На острове Ольхон воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери «ДЕРЖАВНАЯ». Она защищала нас в годы безбожного лихолетья, взяв на себя заботу о судьбе России. Богородица помогла сохранить веру в сердцах людей. Личная история основательницы храма Натальи Усовой убеждает, что Сама Божья Матерь явилась Вдохновительницей строительства этого храма в поэтически воспетом сердце Байкала - на острове Ольхон.
Уникальна история каждого храма. Но этот видится нам средоточием всей истории Сибирской земли. Такой маленький и хрупкий с первого взгляда виден он, как положено, издалека, еще на подъезде к поселку Хужир. Несомненно, по промыслу Божьему удостоились мы великой чести, продолжить важное дело в освоении прибайкальских территорий - освятить на уникальном острове Ольхон православный храм. В этом просматривается особый смысл для сибиряков: завершить начатое предками христианское освоение края.
Даже во времена свт. Иннокентия Иркутского (эпоху расцвета миссионерской деятельности в Сибири) здесь были только часовни. В советский период ссыльные католические священники из Прибалтики в ольхонском ГУЛАГЕ тайком крестили и ссыльных, и местное население. Впоследствии уже православные священники завершали таинство Святого Крещения по православным канонам.
Зачастую туристы пристрастны к языческим культам и к экзотике старинных обрядов. Строить православный храм в центре языческой культуры и иноверия (до сих пор буддизм и шаманизм - популярные религии на Байкале) - воистину подвиг, невозможный без участия свыше. Нет, не люди принимали решение, они были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Божьей. А было так... «Вы заметьте, все как по писанному, - рассказывает благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслав Пушкарев, - ко мне приехала раба Божия Наталья, скорбевшая по умершему мужу, и рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме к ней явилась Божия Матерь и говорила о том, чтобы она продала в престижном районе Иркутска квартиру, где все напоминало о почившем супруге, и купила на Ольхоне дом. Там же на оставшиеся деньги построить храм. В сомнениях она пошла к отцу Калиннику (иркутскому духовному отцу, священнику), который не увидел в ее сне какой-то греховной прелести, но отправил ко мне, как к благочинному в ольхонском районе. Мы решили попробовать: если это от Бога, то со временем все устроится, а если бесовское искушение, то так и остановится. И Наталья стала заниматься квартирой...»
Как в лучших книжных традициях началась эта дивная история с благочестивой вдовы. С 2000го года начинается приходская жизнь и строительство храма, затянувшееся на 6 лет. Вырученных от продажи квартиры средств оказалось недостаточно, поэтому храм возводили по крупицам всем миром: строили не только здание, а место, где можно отогреть сердца, где каждое бревнышко заложении с любовью, где каждый малейший вклад на счету в Небесной Канцелярии.
Это сегодня Ольхон, место бурно развивающего туристического бизнеса, но лишь с 2005 года здесь появилось электричество: кабель проложили по дну пролива Ольхонские Ворота. Не было ни хорошей дороги, ни даже связи. Строить «нерентабельный объект» в этом месте, где даже в наши дни на паром бывает трудно попасть с первого раза, казалось истинным альтруизмом, а то и безумством.
Однако... один начальник помог оформить полуразрушенное здание, другой продал кирпич «подешевле», православные предприниматели жертвовали: кто двери, кто решетки. А с окнами у нас целая история вышла: «Рамы нас научили немцы утеплять (рассказывает о. Вячеслав), отдыхали здесь, зашли в храм и показали. Иностранцы вообще как узнали, что мы церковь строим, подходили и благосклонно жертвовали свои личные средства. А сербы все это воспринимали как чудо какое-то: приходили и молились, как в паломничество сюда ездили».
Приход у нас до сих пор небольшой, люди простые и, в основном, местные жители и далеко не богаты деньгами, но все желают богатеть в Бога. Даже самое необходимое приобретение в островных условиях является серьезной задачей. Для такой крошечной церквушки необходимая утварь и комплект облачений, сравнимых по стоимости с затратами на строительство здания храма.
В день после освящения, когда владыка Вадим, Знаменский мужской хор и гости возвращались в Иркутск, батюшка в радостном настроении хлопотал в обновленном храме. Собственными руками счищал с подсвечников воск, заметал мусор и все время рассказывал, рассказывал… о том, как кто иконы писал, о том, как придумали из красивой дверной ручки сделать в алтаре вешалку для полотенца, как приспособили гардины на древки под хоругви, как один раб Божий принес для храма корабельный колокол... В общем: как сильно хотели все построить этот храм.
Но не средства, не труд, а тепло своих сердец вкладывали в храм Державной Божией Матери. Там, где видится Бог, там просит человеческая душа молитвы для богообщения, а телу нужен храм, чтобы в молитвенном предстоянии выразить свою благодарность и любовь к Виновнику Вечной Красоты. На Ольхоне, несмотря на следы от массового туризма, все еще заметны отблески Первозданной Красоты, местами девственной Природы. Невозможно человеческими силами воссоздать эту Красоту, одновременно могучую и хрупкую, такую видимую и непередаваемую в центре Байкала. Даже скудные зимние цвета дают необыкновенное разнообразие оттенков. А в условиях, где сильный сарминский ветер может нагнать страхов, где лед может разойтись под колесами автомобиля, где почти в каждом доме кто-нибудь погиб на море, невозможно прожить без Веры в Жизнь Вечную. Даже язычники буряты в таких условиях по-своему тянутся и к почитанию христианских святых. Так они почитают Николу Угодника, ни единый раз спасавшего на Байкале от верной гибели. Местные зачастую благодарят за невероятные спасения Николая Чудотворца – «русского Бога».
Молитва - вечный источник духовных сил и рвения, неотступно сопутствовала труженикам: «Там, за алтарем храма, оборудовали мы навес и служили первые молебны. Теперь это особое, памятное место».
Еще очень многое хочется сделать для прихода. Просто диву даешься, видя желание служителей Божьего храма в дальнейшем благоустройстве: построить гостиницу для паломников, где бы православные могли отдыхать в привычной для себя среде, организовать детский лагерь, игровую площадку, заложить трапезную. Бесспорно то, что место сие, остров Ольхон, уникально: кто видит в побережьях Ольхона Швейцарию, кто Францию, кто черноморские пляжи, а кто-то сравнивает с Афоном, с Тивериадским озером, со Святой Землей. Хочется назвать этот дивный край благодатным местом, где все устроено для сердца любого человека, для любви ко всему Божьему миру. Из дверей храма открывается вид на синюю линзу озера в прибрежных складках, на маломорский остров Замогой… земная красота сливается здесь с небесной и с необычайной силой поет хвалу вездесущему Богу. Аллилуйя!!!
Всем приходом на Крещение, 2011г
Ольхонские пути-дороги (фото ИГОРЯ СМИРНОВА)
Святой Николай
Когда Государь Император
Смиренно отрекся от трона,
Он вымолил Божию Матерь
Взять власть над страной и корону.
Боярской изменой обманут,
Освистан глумливой толпою,
Он, зная грядущее, плакал
Над Русскою горькой судьбою.
Он, помня былое, молился
И, падая ниц пред иконой,
Не скорбь свою вылить стремился,
Просил за Россию с поклоном.
Забыв о супруге, о детях,
О милом больном Алексии,
О муках грядущих, о смерти,
Со вздохом просил о России.
Февральская вьюга свистела,
Гармоника пьяно стонала,
За окнами, корчась, хрипела
В агонии смертной Держава.
Боролись за власть генералы,
Победою немец хвалился,
Чернь пьяная кровью гуляла,
И лишь Император молился.
Приходят суровые годы,
Грядет безутешное время,
Кто выдержит эти невзгоды,
Кто вынесет тяжкое время?
Не будет отца у народа,
Вампиры страной будут править,
Народ отречется от Бога,
И Бог их во гневе оставит.
Но Ты, Милосердная Мати,
Детей своих падших, заблудших,
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души.
Спасай, Госпоже, их и милуй,
Когда отступают от Бога,
Спасай их, когда они гибнут,
И сами спастись уж не могут,
Грехами Тебя прогневляют,
И горе одно лишь приносят.
Спасай их, когда они сами,
Спасенья себе уж не просят,
Верни мою Родину Богу,
От уз сатанинских избави,
Сердца, помраченные злобой,
Смягчи, к покаянью направи.
Смыкались усталостью вежды,
Но скорбь ото сна пробуждала.
Боролась с уныньем надежда,
И к жертве любовь призывала.
И вновь за народ на коленях,
Уже не правитель, не Царь,
За Русскую молиться землю,
Раб Божий, святой Николай.
Архидиакон Роман (Тамберг)
В феврале 1917 года, накануне отречения Императора Николая от престола и, следовательно, конца Самодержавия в России, в Москве была явлена икона Божией Матери, именуемая « Державная », по времени явления чудотворная икона, включенная в число общерусских чтимых святынь. Какие еще свидетельства нужны? Вот явное знамение тому, что Божия Матерь не оставила Россию в эти страшные годы.
Она всему миру показала, что отныне Она является Державной Правительницей России, и держит судьбу страны и народа Российского в Своих руках. И отныне с момента явления этой иконы Россия всецело поступила в удел Матери Божией.
Наталья Усова, основательница храма, и благочинный о.Вячеслав думали в чью честь освятить единственный храм на острове Ольхон. Овдовевшей Наталье хотелось обязательно связать название ольхонского храма с Богородицей, утешительно явившейся ей во сне после кончины супруга. Отец Вячеслав предложил сделать акцент в названии храма на географический центр России, где находятся озеро Байкал и остров Ольхон. Образ Державной иконы Божьей Матери устроил всех. С тех пор вся жизнь ольхонского прихода УСТРОЯЕТСЯ под ДЕРЖАВНЫМ образом Пресвятой Царицы Небесной - Матери Божьей - Покровительницы и Молитвенницы Державы Российской.
Остров ОЛЬХОН на Байкале - храм иконы Божьей Матери ДЕРЖАВНАЯ
OLKHON ISLAND IN THE CENTER OF SIBERIAN LAKE BAIKAL + The Only Russian Orthodox Church in Olkhon named after DERJAVNAYA (Ruling) Icon of the Mother of God (BOGORODITSA)
L'île d'Olkhon au centre du lac Baikal en Sibérie + Eglise Orthodoxe Russe à Khujir
МИЛОСТИ ПРОСИМ на славное море – священный Байкал!
WELCOME TO THE MYSTICAL OLKHON ISLAND - CENTER OF BAIKAL LAKE!
BIEN VENU A OLKHON AU BAIKAL - LAC LE PLUS MYSTIQUE DANS LE MONDE !!!
_________________________________
On the meaning of the THEOTOKOS / BOGORODITSA / MOTHER OF GOD
Fr Paul Harrilchak
St. John of Damascus (+749 A.D.) On the meaning of the THEOTOKOS (Bohorodica/Bogoroditsa/Nascatoare de Dumnezeu)
[NOTE: This term gives expression to the Incarnation of the Word and the deification of man in terms of the wondrous maternity of the Virgin Mary. Our liturgical publications show there in consensus among the Orthodox in this country - OCA, Greek, Syrian - that the word Theotokos be brought into the English language, and not be translated as "Mother of God" or the somewhat cacophonous "Birth-giver of God." Theotokos: from Greek theos, God+ tokos, bearer (from tiktein, bear, beget)....]
«And we proclaim the holy Virgin to be properly and truly Theotokos. For, as he who was born of her is true God, so is she truly Theotokos who gave birth to the true God who took flesh from her.
«Now, we do not say that God was born of her in the sense that the divinity of the Word has its beginning of being from her, but in the sense that God the Word himself, who was timelessly begotten of the Father before the ages…did in last days come for our salvation to dwell in her womb and of her was, without undergoing change, made flesh and born. Fro the holy Virgin did not give birth to a mere man but to true God, and not to God simply, but God made flesh….
«Hence, it is rightly and truly that we call holy Mary Theotokos, for this name expresses the entire mystery of the Incarnation. Thus, if she who gave birth is Theotokos, then he who was born of her is definitely God and also definitely man. …And this means that our Lord Jesus Christ has one person, two natures, and two begettings.
«In this the Theotokos, in a manner surpassing the course of nature, made it possible for the Fashioner to be fashioned and for the God and Creator of the universe to become man and deify the human nature which he had assumed….»
The Orthodox Faith, 56. Adapted from «The fathers of the Church»
From the book «The Divine Liturgy of the Great Church» by Fr. Paul Harrilchak, Reston, Virginia. 1984. page 7.
Special thanks to Fr George Kokhno from Saint Nicholas Cathedral of OCA, who posted this text to Kiev-orthodox.org
OLKHON
Епархии в интернете
Теги (ключевые слова):
история храма Ольхон паломничество МИЛОСТИ ПРОСИМ на славное море священный Байкал WELCOME TO THE MYSTICAL OLKHON ISLAND CENTER OF BAIKAL LAKE BIEN VENU A OLKHON AU BAIKAL LAC LE PLUS MYSTIQUE DANS LE MONDE Остров ОЛЬХОН на Байкале храм иконы Божьей Матери ДЕРЖАВНАЯ OLKHON ISLAND IN THE CENTER OF SIBERIAN LAKE BAIKAL The Only Russian Orthodox Church in Olkhon named after DERJAVNAYA Ruling Icon of the Mother of God BOGORODITSA L'île d'Olkhon au centre du lac Baikal en Sibérie + Eglise Orthodoxe Russe à Khujir
Файлы для скачивания: