• Новости
  • 22 Август 2012
    http://olkhon.ru/
  • 24 Май 2012
    От всего сердца поздравляем всех путешественников и гостей Филоксении на острове Ольхон с праздником Вознесения Христова! Да пребывает с вами радость о славном Вознесении Христовом! Желаем вам мира душевного, успешного свершения дел, благополучия во всем! Храни и помогай вам Господь!
Смысл жизни человека
Яндекс.Метрика
.
Какпомочь.ру -добровольческая благотворительная организация. Ее специализация - помощь детским домам, приемным семьям, социальным проектам и бедным храмам
 

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 41001850732504 
( от Афона до Ольхона)

Форум - ОЛЬХОН: Свободная Тема!

Все форумыТемы форума

МАГАЗИН ОЛЬХОН

Пользователи Сообщения
Администратор

18 Фев 2011, 18:57

МАГАЗИН ОЛЬХОН

Зачастую летом приезжающие на ольхон туристы спрашивали: «Где найти МАГАЗИН ОЛЬХОН чтобы купить товары, сделанные на острове?» Приходилось направлять людей в разные сувенирные лавки, где далеко не всегда на сувенирах было наклеено «made on Olkhon».
С появлением на острове АРТУРА АБАГЯНА, появилась и надежда распространения продукции «магазина ольхон», без преувеличения, по всему миру. Артур Абагян не просто путешественник, фотограф и режиссер различных фильмов о природе вообще и о Байкале в частности, он просто ищущий и влюбленный в КРАСОТУ человек.
Благодаря и его кропотливым трудам, теперь на каждой уважающей себя туристической базе, во многих киосках есть свой «магазин ольхон» с фото и видео продукцией Артура.
Многие частные предприниматели добавляют в ассортимент «магазина ольхон» и мешочки с чабрецом, и пакетики с душистым курильским чаем, и наборы саган-дайли, бессмертника, иван чая, душицы и других целебных трав.
Замечательно наблюдать как туристы радуются незначительным приобретениям с символикой Байкала. Это и понятно, ведь мелочи эти – напоминание и им самим, и их близким о дивном путешествии на «СЛАВНОЕ МОРЕ – СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ». Приглашаем и вас в эти удивительные края! Сохранить воспоминания о природной красоте и рассказать о байкальских краях вашим родным поможет растущий сувенирный выбор местного «магазина ольхон».


Сергей

Сообщений: 696
Зарегистрирован:
05 Фев 2011, 22:40
09 Апр 2011, 15:37

Да сколько еще звуков, ароматов, видов остается в памяти, после посещения этого удивительного края-Ольхон.

Sergey Yeremeev
[модератор]

Сообщений: 187
Зарегистрирован:
01 Апр 2011, 07:47
14 Апр 2011, 12:59

Сергей, вы, если не ошибаюсь, еще не бывали на Ольхоне, а уже столько знаете об этом чудном острове на Байкале!
ОЛЬХОН МИЛОСТИ ПРОСИТ на славное море – священный Байкал!
WELCOME TO THE MYSTICAL OLKHON ISLAND - CENTER OF BAIKAL LAKE!
BIEN VENU A OLKHON AU BAIKAL - LAC LE PLUS MYSTIQUE DANS LE MONDE !!!


Администратор

15 Апр 2011, 03:16

Это Вы думаете что он не бывал а он втихаря по своей аэротрубе туда сюда летает)))

Sergey Yeremeev
[модератор]

Сообщений: 187
Зарегистрирован:
01 Апр 2011, 07:47
15 Апр 2011, 21:35

Вот чудак! Летал летал, а в гости ни разу не залетал!
ОЛЬХОН МИЛОСТИ ПРОСИТ на славное море – священный Байкал!
WELCOME TO THE MYSTICAL OLKHON ISLAND - CENTER OF BAIKAL LAKE!
BIEN VENU A OLKHON AU BAIKAL - LAC LE PLUS MYSTIQUE DANS LE MONDE !!!


Администратор

17 Апр 2011, 03:48

Да Сережка чудак -он не сварлив, в нем нет желчного отношения к людям, он против ругани во что бы то ему не стало, и даже сам вступается за несправедливо обруганных. Человек благородный, веселый и в общем добрый. Он справедлив и потому часто сердится на разные безобра­зия в жизни ))) Вот такой он наш Ольхонский чудак)))


Sergey Yeremeev
[модератор]

Сообщений: 187
Зарегистрирован:
01 Апр 2011, 07:47
18 Апр 2011, 07:06

Ольхонские чудачесва известны - легендотворчество, чингизханоискательство, туристоводительство и Приютосоздательство.
ОЛЬХОН МИЛОСТИ ПРОСИТ на славное море – священный Байкал!
WELCOME TO THE MYSTICAL OLKHON ISLAND - CENTER OF BAIKAL LAKE!
BIEN VENU A OLKHON AU BAIKAL - LAC LE PLUS MYSTIQUE DANS LE MONDE !!!


Сергей

Сообщений: 696
Зарегистрирован:
05 Фев 2011, 22:40
08 Июн 2011, 14:52

удивительно, что никто не поставил подобное туристоводительство на острове Ольхон по крышам/дворам на комерческую основу!

Pierre

Сообщений: 61
Зарегистрирован:
10 Фев 2011, 16:41
24 Июн 2011, 11:28

Сиг - рыба благородная
Сергей Кретов-Ольхонский
Захотелось мне и моим друзьям рыбы к ноябрьским праздникам, быстро нашли машину Газ-53 в соседнем с Иркутском совхозе, для поездки на Байкал. Дома всегда хочется побывать, родных увидать, друзей. Сделали мы все необходимые дела в Хужире, и собрались в обратный путь. Подъехали на машине к паромной переправе. В те времена там стояло несколько маленьких домиков, в которых с мая, с открытия навигации и почти до самого Нового года жили экипажи двух небольших паромов, обслуживающих паромную переправу, длиной около трёх километров. Это южная окраина острова Ольхон, место безлюдное, а когда то там кипела жизнь и стояла деревня. Стало уже смеркаться. Паромщики, все мужики местные, которых знал с детства, поэтому с переправой проблем не было, своих перевозили в любое время суток. Мы уж было, собрались заезжать на паром, как вижу, к машине идёт мой товарищ детства Гена Кичигин. Подъезжая, я заметил, что недалеко от пирса на якоре стоит катер нашего рыбзавода «Победа», а Геннадий на нём ходил механиком. Поздоровались мы с ним, поболтали о том, о сём, Гена мне и говорит: «Чего ты торопишься уехать. Я на катере остался один, вся команда в Хужире. Оставайся, когда стемнеет, пойдём на катере и заметаем сети на сига. Сига что ли не хочешь к празднику, сам знаешь, сиг – рыба благородная». Меня долго уговаривать не надо, люблю море, да и старинному товарищу рад, давно не виделись. Тем более, что на этом катере в 1960 году, мой отец ходил старшим помощником капитана, у отца Геннадия, Николая Кичигина. Спросил своего водителя, он тоже согласился остаться на ночь. Отогнали машину в сторону и перебрались на катер. Пока прогрели дизель, стемнело, пора в море выходить. Конец октября, ночи тёмные, холодные, в воротах (проливе) льдины болтаются, но самое время для ловли сига. Геннадий, стоя у штурвала, уверенно выводит катер из бухточки в пролив. Из машинного отделения, через открытую дверь, в рубку идёт тепло, слышно шум дизеля. Хоть я много раз ходил в море, а ночью, поздней осенью, впервые. Болтаю с другом, а мой водитель, парень молодой, притих в углу тёмной рубки и напряжённо слушает, как шуршит лёд за бортом. Ощущение жутковатое. На воде расстояние скрадывается, а ночью тем более, кажется, что скалистый берег нависает над тобой. Дошли до места, Геннадий убавляет обороты дизеля до малого, убирает леер, и мы начинаем метать сети в образовавшийся между льдинами проход. Сиговые сети отличаются от омулёвых очень крупной ячеёй, чтоб не ловить мелочь. Закончили работу, заходим в рубку, там темно и тепло. Смотрю, мой друг что – то закопошился в темноте, усаживается на стоящий в углу рубки высокий табурет и затихает. Я спрашиваю: «Гена! Ты чего»? Он молчит. Я опять с вопросом. Тишина. Тормошу его, он молчит. Я заматерился, катер идёт малым ходом в ночь, что делать? Встряхнул друга раз, другой. Тогда он соизволил ответить: «Меня нет, веди сам» и опять тишина. Водила мой в ужасе молчит, впервые на воде. Высказал я, что думаю по этому поводу, но делать нечего, скалы рядом и берусь за штурвал. Катер это не бот и размерами, и мощностью машины. Попробовал, слушается руля, добавил обороты, потом ещё и стал менять курс на обратный. Увидев, по курсу, огни маяка справа на материковом берегу, почувствовал себя уверенней, да и глаза уже приноровились к расстояниям на воде. Темень по обеим сторонам катера, хоть глаз выколи, но через некоторое время открылась бухточка слева, где стоят паромы, с огнями на мачтах и столб на пирсе с прожектором. Облегчённо вздохнув, стал менять курс к берегу, убавил обороты. А друг молчит, глаза закрыты. Подхожу к пирсу на малых оборотах, отработал задний ход, катер уже идёт еле –еле. Выскакиваю на палубу, накидываю швартов на кнехт и слышу – дизель, взревев напоследок, замолкает. Я бегом в рубку, а там мой друг закрывает дверь в машинное отделение и без всяких объяснений говорит: «Ну, всё! Укладываемся спать». Спустились в кубрик, там пять спальных мест для команды и одно место отгорожено для капитана. Устроились, я внизу, мой водитель, напротив, на верхней подвесной койке, затихли и уснули. Вдруг среди ночи, услышав какой - то грохот и шум, просыпаюсь и включаю свет. Посреди каюты стоит Геннадий и дико озирается по сторонам. С верхней койки выглядывает мой водитель и испуганно говорит: «Сергей! Он с меня носок стягивал». Вот ещё напасть. Я к Гене: «Что случилось»? А он, продолжая озираться по сторонам, спрашивает: «А где эти»? Я ему: «Кто эти»? Он отвечает: «Да эти, пионеры. Заи … ли, бегают тут, спать не дают». Водитель сверху: «Сергей! У него ещё какие – то ножи, вилки». На полу кубрика валяются пустые бутылки из-под водки и вина, а на капитанской койке, где спал Геннадий, куча столовых ножей, ложек и вилок с камбуза. Спрашиваю: «Зачем тебе они под подушкой»? «Да эти пионеры утащат». Понял я, что с моим другом творится, что – то непонятное и стал ему подыгрывать: «Гена, да пионеры уже убежали, я сам видел, а ножи и вилки я покараулю. Ты спи спокойно». Он успокаивается. Я забираю всё это железо себе под подушку, выключаю свет, и мы опять засыпаем. В шесть утра слышу его бодрый голос: «Подъём, подъём! Пора». Нормально выглядит и опять никаких объяснений. Прогрели дизель, и отошли от пирса, направляясь в пролив. Гена стоит на штурвале. Ночью подморозило, и лёд схватился, катер идёт, ломая лёд. Во многих местах видно лежащих на льду нерп, которые подняв голову, надменно взирают своими, выпуклыми, глазами на приближающийся катер. Те, которые оказываются в опасной близости к катеру, оттолкнувшись ластами и хвостом от льдины, ныряют в стылую байкальскую воду. Довольно быстро нашли маячковые наплава и, зацепив багром погон, стали выбирать сети. Попало с десяток крупных, блестящих чешуёй, красавцев сигов. Наши ночные приключения стоили этой добычи. Когда вернулись к пирсу, паромщики пригласили завтракать, а потом нас перевезут. Сели к столу и пока не было Геннадия, я рассказал мужикам ночные приключения. Старший на пароме, Володя Власов, мужик уже в возрасте, говорит нам: «А чего вы с ним попёрлись в море. Он две недели был в запое и у него «белая горячка», могли бы снами сходить». Спрашиваю мужиков: «Так почему же вы не предупредили»? Те, смеясь, отвечают: «Да мы были уверены, что ты знаешь об этом, дружбан то твой». Всё хорошо, что хорошо кончается! Какими бы они не были мои друзья, всё равно остаётся к ним тёплое чувство за наше общее, послевоенное детство.
Сергей Кретов
Потсдам, 9 августа 2007 года


© Copyright: Сергей Кретов-Ольхонский, 2007


Pierre

Сообщений: 61
Зарегистрирован:
10 Фев 2011, 16:41
24 Июн 2011, 11:30

Нашей школе семьдесят
Сергей Кретов-Ольхонский
Всем окончившим Хужирскую, среднюю школу
(Ольга Борлова-Каплина для папки «Ольхонские зарисовки

В 2010 году Хужирской средней школе исполняется 70 лет. Много это или мало. По сравнению с вечностью это мало, но сколько воды утекло с тех пор.

Предвоенный сороковой. Можно, конечно и не вспоминать, что творилось в нашем государстве. Борьба за власть, массовые репрессии, которые не обошли и наш маленький остров, затерянный на просторах Байкала. Даже на примере нашей семьи. Свёкор моей тётки, Березовский Андрей, житель небольшой деревни Ташкай, на южном окончании острова, рыбак, был арестован, обвинён во всех смертных грехах, осуждён по 58 статье и расстрелян в Иркутске в 1938 году. И таких, как он много, о них даже оставшиеся родственники не помнят.

И вот на этом фоне государство для своего развития находило средства для программы о всеобщем среднем образовании. На острове было около десятка небольших деревень – улусов, в которых были созданы рыболовецкие колхозы, добывающие рыбу и зимой, и летом.

Я, недавно, сам узнал, что омулёвую икру вывозили с Байкала бочками, а сколько же вывозили рыбы. Выпускали собственные консервы – бычки в масле, в томате, шпроты. Большое производство требовало и знаний, да и сам народ стремился к образованию. С каждым годом всё больше поступало катеров, средств механизации, тракторов, автомобилей.

Когда в 60-е годы пришла пора идти и нам в школу, то уже возникла большая проблема. У нас школа одиннадцатилетка, с производственно-техническим обучением, а ещё народилось послевоенных детей по два-три класса в 30-40 человек.

И хотя в средине посёлка стояло большое здание школы, срубленное из крупного круглого леса, его не хватало. В остальных деревеньках острова были только начальные школы, а для продолжения образования ехали в интернат столицы острова посёлок Хужир.

Для школы отдали большое здание старой конторы рыбзавода и ещё два маленьких здания, но и их не хватило. Вот тогда поселковые власти и приняли решение о строительстве двухэтажного здания школы. К тому времени своими силами был построен каменный, двухэтажный детский сад, в который довелось ходить и мне. О нём в моей памяти остались самые светлые воспоминания.

Мне пришлось учиться во всех зданиях школы, хотя совершенно не осталось в памяти строительство двухэтажки. Но суть не в этом, а в том, что мы послевоенные дети пошли учиться с большой охотой. Не все были одеты в школьную форму, а больше, кто во что горазд. Сейчас идти с холщовой сумкой в магазин обычное дело, а в то время это был край нищеты. Заплатанная одежда, обшарпанные, заштопанные туфли и ботинки.

До обмена денег в 1961 году были неплохие школьные завтраки, особенно хорошо было тем, кто учился в нижней школе. Там была поселковая столовая, где пахло щами, блинами и мазутной одеждой водителей. У входа, в углу продавали бочковое пиво, ну а у нас на ура уходили пончики с повидлом, пирожки, чай или компот и ещё оставались деньги на кино. И всё это в двух шагах от школы. После обмена денег картина изменилась и копеек, которые давали родители, едва хватало на пончик и компот. Хуже было, если требовалось за перемену перейти в другое здание, да ещё не опоздать.

Когда школа снова стала десятилеткой, стало учеников и в пятом-шестом классе мы уже учились в новой, двухэтажной. Просторные классы с высокими потолками, паровое отопление и уже нет беготни по разным зданиям. Правда, на переменах было тесновато от старшеклассников, которые были уже под два метра: Гоша Брянский, Сергей Копылов, Гриша Балдонов, Сергей Провоторов и другие, которых Бог ростом не обидел. А мы, мелкота, досадно крутились у них под ногами.

Множество кружков в школе, был даже авиакружок, который вёл начальник аэропорта Виктор Танкович, изучали устройство самолётов ЯК-!2 и АН-2. Особым уважением пользовался кружок, который вёл Николай Александрович Ревякин. Бывший учитель географии, которого хорошо знал академик Окладников, много отдал сил и приобщал своих учеников к изучению родного края. Школьники участвовали в краеведческих походах по острову, древним стоянкам бурят, собирали утварь, орудия для рыбалки и охоты по улусам. Вели карты погоды по месяцам и годам, измеряли толщину льда на Байкале. В школе постоянно висели графики, диаграммы, стенгазеты. Вечерами в школе долго не гасли огни, концерты, вечера танцев.

Это способствовало сближению школьников даже разных классов от восьмого и до десятого. И не удивительно, что закончив школу, ещё многие годы были рады встрече с друзьями.

Много сил отдавали школе наши учителя, не считаясь со временем и семейными делами во главе с директором школы с 1962 по 1972 годы Любовью Емельяновной Козулиной. И мы, в не оплатном долгу перед ними.

Отношение к ученикам, мне помнится, было хорошее, но и мы многие были не подарок. Семьи были разные. У одних родители прошли фронт, у других лагеря или ссылку. Но и в тех семьях дети вырастали нормальными, получали высшее образование, да просто становились людьми.

Я думаю, что не совру, если скажу, что половина каждого класса поступала в институты и техникумы. Многие стали врачами, учителями. Так выпускник школы Буинов Борис Бужегеевич стал крупным врачом, нейрохирургом. Рыкова Светлана Александровна, Шарыгина Нина, Шендря Александра, Проскурякова Галина посвятили себя нашей школе. Брянский Георгий Филлипович, Венцак Владимир Степанович после института были директорами Хужирского рыбзавода. Александр Семёнович Брянский работал на Уралмаше, а потом на строительстве Северобайкальска. Это только микрокапля в море наших выпускников, которые после учёбы работали на благо нашего народа и государства. И это не их вина в том, что мы сейчас имеем.

И всё это наша школа, которой исполняется 70 лет. Я горжусь своими земляками, окончивших её и не смотря на оторванность от материка, большим расстоянием до города и цивилизации, смогли сделать себя, стать нужными.

А вот у государства до школы сейчас руки не доходят. При глобальном строительстве капитализма в стране, массовом расхищении национального достояния не находится средств для капитального ремонта школы. Жалкое зрелище представляет развалившаяся кочегарка, проржавевшая труба, висящая на честном слове, да и руины нашего рыбзавода – кормильца многих поколений островитян. Это можно увидеть на фото, зайдя по ссылкам на страницу Павла Козулина.

Сергей Кретов,
Баден-Баден, 23 апреля 2010 года


Школа

Школа, это первые робкие шаги в будущее, которое манит своей
неизвестностью. Новый мир, куда приводят нас родители, первый раз в
первый класс. Всё новое, от азбуки до тетрадей, вот только сама школа,
старенькая.

Мы же детвора не замечали её старости. Наша первая
учительница, сразу завоевала наши сердца. Тамара Лаврентьевна Перфильева, у
которой мы были первые её ученики, влюбила нас в себя и в школу. И
старенькая школа стала родной.

Тамара Лаврентьевна была с нами повсюду, на больших переменах играла с нами в лапту, любимую игру в посёлке, водила в лес и в кино. Наша первая учительница, была кумиром
для нас. Она дирижировала хором в поселковом клубе, а мы гордые за свою
учительницу, ходили на все её концерты.

Потом в посёлке стали строить новую школу. Детей становилось больше не только в посёлке, а так же в соседних улусах. Место для новой школы, было выбрано с любовью, в
центре посёлка.

Наши, два директора, школы и рыбзавода, были мужем и женой. Любовь
Емельяновна и Степан Степанович Козулины, были авторами нашей
школы. На строительстве школы, работали наши отцы. И взрослые и дети
ждали с нетерпением новую школу. Школа строилась деревянная из крупного лафета.
Все пиломатериалы изготавливались в местном лесотарном цехе, который возглавлял Сократ
Антонович Урбаханов.

Мой отец тоже работал на строительстве плотником. Так, что можно смело сказать, что в школу вложена, любовь всего посёлка. С появлением первого этажа, мы уже предполагали, какая она будет большая. Но готовое здание школы, превзошло наше долгое
ожидание. Школа, получилась, красивая, светлая с большими окнами и
большим школьным двором. Из любой точки посёлка, можно было видеть нашу
красавицу.

Первого сентября на открытие новой школ пришли жители всего посёлка, жители других посёлков острова, которые сами учились в Хужире, а теперь учатся их дети и внуки, представители районной администрации, поэтому школьный двор был заполнен до отказа. Светились радостью глаза наших родителей, учителей и конечно у именинников получивших такой долгожданный подарок - ШКОЛУ.

Прошло почти пятьдесят лет. Многое изменилось в жизни, в стране. Давно сгорело здание старой школы. На её месте было построено другое, которое галереей соединилось с двухэтажным зданием. А нам видится та, наша прежняя школа и мы, стоящие на школьной линейке, и заворожено следящие, как торжественно разрезается лента и открываются двери в новый для нас мир.
Вношу в текст поправку Павла Козулина. В школе сделана новая котельная, обеспечивающая школу теплом.Остались только руины старой и труба висящая на честном слове. Не убранная ржавая труба грозит трагедией или разрушением постройки, что тоже очень важно.

Ольга Каплина (Борлова)
Донецк, 25 апреля 2010 года

Фото Н.А. Ревякина 1964 год из архива семьи Козулиных, присланное П.С. Козулиным


© Copyright: Сергей Кретов-Ольхонский, 2010




* Добавление сообщений доступно только для зарегистрированных пользователей.